Статьи

Как геоаналитика делает бизнес прибыльным

Современный мир перенасыщен самыми разнообразными данными, которые могут сыграть на руку бизнесу, если вовремя ими воспользоваться. В том числе данными геоаналитическими — когда компания берет их на вооружение, ее шансы адаптироваться к меняющемуся рынку и обогнать конкурентов серьезно увеличиваются. Рассказываем, как и где сегодня можно эффективно применять сервисы геоаналитики.

Геомаркетинг, геоаналитика и геотаргетинг: в чем разница?

Направление геомаркетинга возникло довольно давно — оно подразумевает анализ локаций и сбор важных для бизнеса данных, которые нанесены на карту. С помощью геоаналитических сведений компания может досконально изучить локальный рынок, свою целевую и потенциальную аудиторию в конкретной области на карте.

Стоит отличать геомаркетинг от геоаналитики и геотаргетинга. Задача первого — отыскать лучшее место для конкретной компании, например, обосновать, почему новую торговую точку, будь то парикмахерская, обувной магазин или кофейня, нужно разместить именно здесь.

Геотаргетинг позволяет организации продвигать конкретное товарное предложение, ориентируясь на определенный сегмент клиентской базы в той или иной географической точке. К примеру, в районе, где недавно случился бэби-бум, логично запускать маркетинговые кампании, направленные именно на молодых родителей — с детскими товарами, развлекательными мероприятиями и т.д.

Геоаналитика — это еще более широкое понятие, так как применяет ее не только бизнес, но и организации из сферы науки и образования, а также госсектор. К примеру, в госпроектах такие сведения используют, чтобы получить представление об интересах и поведении жителей района или города, оптимизировать транспортные маршруты перед запуском транспортной реформы или изучить туристические потоки городов и регионов.

Сервисы геоаналитики собирают, хранят, анализируют и помогают интерпретировать информацию самого разного типа - о населении, ландшафте и инфраструктуре. Чтобы ее было удобнее сравнивать, в таких сервисах обычно предусмотрены инструменты фильтрации и визуализации — аналитик может посмотреть необходимый ему слой информации, нанесенной на карту, и отсортировать ее по нужному показателю.

Какие задачи решает геоаналитика

Инструменты геоаналитики сегодня считаются одними из самых востребованных на рынке бизнес-решений. Они позволяют решать самые разные задачи, оптимизировать расходы, быстро получать актуальную информацию.

К примеру, геоаналитика помогает компании грамотно сформулировать стратегию развития в разных регионах страны или городских локациях, проанализировать объем аудитории, ее особенности и предпочтения — чтобы вывод продуктов и услуг на рынок был успешным. С помощью геоаналитической информации можно также запускать персонализированные маркетинговые кампании, чтобы нарастить конверсию и ROI.

Используя геоаналитику, можно оценить и емкость рынка, местоположение конкурентов и определить стратегию, которая поможет выгодно от них отличаться и сформировать свое уникальное торговое предложение. Инструменты с «умными» картами также помогают эффективно выстроить логистические маршруты, управлять запасами продуктов на складе, изучать новые точки для масштабирования бизнеса.

Такую аналитику компаниям сегодня предоставляют специализированные организации, банки и телеком-операторы. Например, «билайн».

Как работает сервис «билайн.Геоаналитика»

«билайн» располагает данными о более 30% населения России — и использует их в рамках сервиса «билайн.Геоаналитика». Оператор анализирует обобщенные обезличенные данные о своих абонентах, распределяет их по социально-демографическим признакам, хобби и уровню доходов, а затем привязывает эту информацию к географической карте. Агрегация геоданных на местности - от 250 квадратных метров.

Такая большая выборка позволяет бизнесу получить более точное представление о том, как и где ему следует развиваться.

В сервис загружено около 200 параметров анализа населения, помогающих определить портрет жителя конкретной территории (пол, возраст, интересы, любимые магазины и активности, способы проведения досуга). Точность определения таких параметров достигает 90%.

Геоданные представлены в виде агрегированной и полностью обезличенной информации о месте жительства и работы людей, их ежедневных маршрутах — они сообщают о характере трафика на тех или иных пешеходных и транспортных зонах, о том, как он меняется в разные часы дня, дни недели, месяцы.

Предоставляются компаниям также отчеты по численности, плотности и динамике населения в той или иной локации — в масштабах квадрата от 250*250 м, района, города или субъекта страны. Все это помогает бизнесу в том числе прогнозировать продажи своих продуктов и услуг, средний чек и выручку.

Эти данные позволяют, например, продуктовым сетям определиться с выбором точки для размещения магазина, а застройщикам — с местом для возведения объектов социальной, туристической и транспортной инфраструктуры. Аптекам и заведениям общепита требуются локации с высоким трафиком — от этого напрямую зависит их прибыль.

Помогает геоаналитика бизнесу также разместить наружную рекламу в проходимом месте и проанализировать, сколько людей посетило определенное мероприятие.

Часто бывает так, что у компании несколько магазинов одного формата с одними и теми же ценами и аналогичной структурой. При этом эффективность они демонстрируют разную — «скачет» средний чек, отличаются сроки реализации конкретных товаров и т.д. Для этого компании следуют проанализировать, чем торговые точки отличаются друг от друга: какие у них радиусы доступности, пешеходный и транспортный трафик, где находятся конкуренты, какие доходы у населения в этом районе.

Информация компании, которая решила воспользоваться сервисом «билайн.Геоаналитика» представляется либо в формате кастомизированной аналитики — то есть как набор агрегированных и анонимных агрегированных данных в табличном формате, например формате CSV — или в виде удобных дашбордов.

Быстрый отчет по базовым параметрам включает в себя информацию за последние три года. Также можно заказать исследование за последние две недели, чтобы получить представление о динамике рынка.

Подведем итог: использование геоаналитических сервисов дает компании серьезное преимущество перед конкурентами, так как она получает полное представление о том, где, кому и зачем будет продавать тот или иной продукт — а также о том, насколько он будет популярен.