Статьи

Как бизнес применяет искусственный интеллект

Хайп вокруг генеративного искусственного интеллекта понемногу схлынул: компании учатся извлекать из нового типа ИИ-модели практическую пользу, нацеливая ее на решение конкретных бизнес-задач с понятным и измеримым эффектом. Разбираемся, какие сервисы AI сегодня доступны на рынке для бизнеса и как с их помощью можно извлекать прибыль.

Автоматизация процессов

По состоянию на 2022 год искусственный интеллект в мире используют от 50% до 60% всех организаций – об этом говорится в исследовании McKinsey. По сравнению с 2017 годом, эта доля возросла более чем вдвое. По данным IBM, 77% компаний ИИ-сервисы уже внедрили или собираются в ближайшее время.

Самым распространенным способом применения искусственного интеллекта остается роботизированная автоматизация процессов. AI-системы способны выполнять различные рутинные задачи, освобождая время сотрудников и снижая вероятность человеческой ошибки. Так, судя по информации Statista, активнее всего бизнес использует ИИ в сервисных операциях для обслуживания клиентов, а также для планирования будущего компании и ее финансов. В 2022 году практически во всех отраслях, которые внедряли AI, 20% применения приходилось именно на эти две бизнес-функции.

  1. Роботизированные процессы в финансах. Здесь ИИ используется для автоматической обработки и анализа финансовых данных. Робот-помощник проводит бухгалтерские операции, а системы машинного обучения анализируют финансовые отчеты, выявляют аномальные транзакции, фиксируют тенденции.
    К примеру, билайн предоставляет клиентам сервис «Скоринг и верификация заемщиков» – решение на основе больших данных анализирует потенциального заемщика, чтобы оценить риск невозврата, оценивает его благонадежность, проверяет предоставленную им информацию.
  2. Автоматическая обработка заказов и инвентаризация. Системы искусственного интеллекта прогнозируют спрос, оформляют заказы у поставщиков и автоматически проводят инвентаризацию.
  3. Автоматизация процессов на производстве. На предприятиях AI контролирует и оптимизирует производственные процессы. К примеру, считывая информацию с разнообразных датчиков, камер и сканеров, размещенных на оборудовании, система может зафиксировать нарушения условий охраны труда, предотвратить аварию, напомнить о гарантийном сроке обслуживания.

Анализ больших данных

AI умеет анализировать большие объемы данных и выявлять скрытые закономерности гораздо быстрее, чем человек.

Здесь использование ИИ требуется, во-первых, для того, чтобы извлекать информацию, например, из контрактов или отчетов, помогая быстрее проверить и проанализировать документацию. Также модели могут обрабатывать информацию о продажах, погоде и других факторах для прогнозирования будущего спроса.

К слову, здесь активно используются именно генеративные ИИ-модели – дашбординг постепенно заменяет чат-бот, который отвечает специалистам компании картинкой или текстом – иными словами, способ потребления аналитики принципиально меняется.

Во-вторых – обработка гигантских массивов информации позволяет проанализировать поведение клиентов, разделить аудиторию на сегменты, оценить спрос и перспективы и в конечном итоге сформулировать стратегию бизнеса.

Неудивительно, что сегодня AI-сервисы позволяют проводить точечные рекламные компании и создавать персонализированные предложения, а также оптимизировать бюджет на эти цели.

Обработка естественного языка

NLP – это область AI, позволяющая понимать и взаимодействовать с человеческим языком. Так, в качестве «сырья» для аналитического отчета ИИ может использовать аудиозаписи разговора с клиентами, чтобы проанализировать эмоциональный тон диалога, или их комментарии и отзывы на продукты в соцсетях.

Также активно чат-боты используются для общения с клиентами на сайте или в мессенджерах. Уровень помощников, которые рассказывают людям о продуктах или деталях заказа, за последний год серьезно вырос. ИИ-сервисы активно используют в колл-центрах и даже для организации консультаций, что снижает нагрузку на службу поддержки и позволяет той сохранить ресурс на решение более сложных и творческих задач.

Так, билайн предоставляет клиентам ИИ-сервис «Аналитика речи и текста в точках контакта». Она помогает не только автоматизировать обработку текстовых и голосовых запросов от клиентов в техподдержку и отдел продаж, но и оценить настроение сотрудника и клиента, понять, нравится ли человеку качество обслуживания.

Решение позволяет руководителю увидеть, что персонал, например, не соблюдает скрипты во время разговора и скорректировать работу сотрудников.

Внедрение решения также помогает снизить затраты на контакт-центр до 50 млн рублей, сократить время ожидания клиентов на линии на треть и повысить общий уровень удовлетворенности клиентов качеством обслуживания.

Точность распознавания речи – от 80%, так как используется собственный «обучаемый» движок распознавания речи. В продукт «зашиты» такие функции, как встроенный семантический анализ для корректировки скриптов, преобразование монозаписей в стерео для поканального анализа и сокращение архивов аудио за счет автоматической расшифровки звонков.

Распознавание изображений

Системы AI умеют распознавать объекты и образы на изображениях.

Это может быть полезно в розничной торговле для определения товаров на фотографиях или как помощь в медицинской диагностике для анализа результатов исследований. На предприятиях такая способность искусственного интеллекта может использоваться для автоматической проверки качества продукции, чтобы выявлять дефекты и отклонения на разных стадиях производства.

Например, билайн предлагает клиентам модель видеоаналитики «Безопасность производства», которая умеет распознавать события и объекты по картинке с камер наблюдения. Это помогает компаниям мониторить качество продукции, контролировать присутствие персонала на рабочих местах и предотвращать попытки хищения.

Генеративные нейросетевые сервисы для бизнеса

Сегодня искусственный интеллект способен не только анализировать и автоматизировать, но и выдавать... готовый результат. Рассказываем, какое использование каких AI-сервисов актуально для бизнеса уже сегодня.

ChatGPT

Революционная нейросеть ChatGPT, пожалуй, стала самым громким событием в сфере ИИ в 2023 году. ИТ-специалисты всего мира до сих пор спорят о том, почему искусственный интеллект внезапно начал выдавать результаты, которых от него никто не ожидал, и в какой момент случился скачок от количества к качеству.

Итак, напоминаем: ChatGPT — это инструмент для создания текстового контента, который используют, например, для написания рекламных посланий и обзоров продуктов, создания контент-планов или постов для соцсетей. Он также позволяет генерировать идеи в разных областях, писать, редактировать и корректировать тексты.

Если настроить грамотную работу с Using API ChatGPT, сеть можно использовать для создания чат-ботов и автоматизации общения с клиентами, например, для генерации ответов на вопросы.

Gerwin.io

Этот сервис для генерации профессиональных маркетинговых текстов моложе ChatGPT, однако с его помощью также можно создавать наборы идей для публикаций в блоге, заголовки, посты для соцсетей, товарные карточки для маркетплейсов, отзывы и описания товаров. Еще можно подбирать хештеги и кликбейтные заголовки, подписи к фотографиям. И, конечно, корректировать тексты.

Однако пока тексты лучше за ИИ перечитывать, чтобы обойтись впоследствии без казусов.

Midjourney

К Midjourney у художников и дизайнеров пока отношение настороженное – впрочем, как и у копирайтеров к ChatGPT. Однако наиболее продвинутые креативные отделы компаний уже взяли эту нейросеть себе в помощники, так она помогает ускорить все процессы.

Итак, этот инструмент позволяет генерировать изображения, и последние версии выдают вполне достойные результаты: детализированные фотографии, дизайн-концепты сайтов, постеров, визиток и всего, что связано с компьютерной графикой.

Как внедрить ИИ

Самое главное – решения на основе искусственного интеллекта не стоит внедрять ради «хайпа» и потому, что «все так делают», и это модно. Важно для начала четко определить цели и задачи, которые нужно достичь с помощью AI. Это могут быть оптимизация рабочих процессов, улучшение качества продукта, сокращение затрат на какой-то вид работ и т. д.

Далее нужно перейти к поиску подходящих решений. Исследуйте рынок и выберите сервисы AI, которые лучше всего отвечают вашим потребностям. Оцените стоимость продукта и его ограничения. Настройте интеграцию AI в ваши бизнес-процессы и обучите сотрудников работе с новыми инструментами. Это отдельный огромный пласт работы, который потребует времени и финансовых вложений. Поэтому зачастую лучше всего нанять внешних специалистов по нейросетям, чтобы они помогли с внедрением.

Несмотря на значительные инвестиции, искусственный интеллект – это будущее, технология, которая способна радикально изменить бизнес-модель любой компании.