Статьи

Цифровой туризм

Стремительное развитие цифровых технологий затрагивает все сферы экономики и открывает новые перспективы развития индустрии гостеприимства и туризма как для субъектов этой отрасли, так и для потребителей, способствует повышению ее эффективности и конкурентоспособности. В рамках национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» предполагается до 2030 года нарастить туристический поток с 65 млн до 140 млн поездок по стране в год. Такой значительный рост невозможно представить без использования цифровых сервисов, которыми активно пользуется новое поколение потребителей с высоким уровнем цифровой грамотности, имеющих повышенные запросы относительно качества, удобства и технологичности услуг. Рассказываем об основных направлениях и преимуществах применения цифровых технологий в туристическом бизнесе.

Какие сервисы нужны путешественникам

Самостоятельность туристов, рост цифровой активности определяют спрос на услуги онлайн-бронирования. Сегодня в этой области широко используются возможности искусственного интеллекта, который анализирует большие объемы данных и сообщает, когда цена на билеты будет наиболее низкой, а также помогает в других вопросах планирования поездки.

Исследование компании Booking.com говорит о том, что 48 % опрошенных путешественников готовы доверить планирование своего отпуска искусственному интеллекту. Сервис AI Trip Planner от Booking.com. может отвечать на вопросы пользователя о поездке, предлагать идеи для маршрута и размещения, учитывая потребности конкретного человека.

Индивидуальные особенности путешественника принимает во внимание система динамического пакетирования от компании «Онлайн Экспресс». Данное решение, использующее искусственный интеллект, позволяет увидеть все варианты тура и лучшие цены. Компания также использует самообучающиеся нейросети для разработки сервиса, позволяющего подобрать тур в зависимости от социально–психологического профиля клиента.

Поклонники автомобильного туризма используют платформу Road.Travel, которая предлагает автомобильные маршруты для самостоятельных путешественников. А приложение Roadtrippers показывает водителю в пути близлежащие достопримечательности, отели, кафе и события.

Активно развивается использование цифровых услуг в сегменте B2B. Например, цифровая платформа для организации командировок «Ракета» помогает заказывать билеты, гостиницы, трансферы и другие услуги для деловых поездок. Здесь можно оформить бухгалтерские документы для командировки, подготовить авансовый отчёт, рассчитать суточные, а также загрузить чеки и квитанции, а документы по поездкам можно подписывать электронной подписью.

Согласно исследованию, проведенному экспертами Майкопского государственного технологического университета в 2023 г. и опубликованному в журнале «Вопросы инновационной экономики», во время поездок потребители туристических услуг наиболее часто используют следующие виды цифровых технологий:

• электронные карты гостя – 61,1 %; • чат-боты, голосовые помощники – 33,6 %; • технологии виртуальной реальности – 30,5 %; • умные зеркала, умные комнаты – 20,6 %; • робот-консьерж – 15,3 %.

Сервисы для владельцев бизнеса в сфере туризма

Телекоммуникационные компании предлагают сложные технологичные продукты, которые помогают бизнесу в сфере туризма понимать, как перемещаются абоненты, где и сколько времени отдыхают, какие точки притяжения посещают. На основе этой информации можно разрабатывать предложения по улучшению туристической инфраструктуры.

Например, билайн предлагает услуги, которые могут быть полезны в индустрии гостеприимства. Номер 8-800 оптимизируют взаимодействие с клиентами, позволяет анализировать качество предоставляемых услуг; ОФД билайн – надежный сервис, который может быть использован в отелях для обработки, хранения и передачи налоговых данных в Федеральную налоговую службу; Сервис мобильных опросов поможет изучить уровень удовлетворенности, отношение клиентов к бренду, эффективность рекламной кампании.

билайн.Геоаналитика поможет определить места концентрации целевой аудитории для развития туристического бизнеса, оценить спрос на те или иные услуги, узнать, сколько людей посещает достопримечательности и получить их портреты.

Набирают популярность цифровые системы управления гостиничными предприятиями. Облачная система Ecvi позволяет на базе единой платформы управлять бронированиями, взаимодействием с индивидуальными клиентами и группами, бонусными системами, финансами, инвентарем, уборкой номерного фонда и инженерной службой.

Особенности цифровизации туристической индустрии в России

Развитие цифровизации в России связано с необходимостью импортозамещения ушедших с рынка иностранных компаний, а также с беспрецедентным ростом объемов внутреннего туризма. У существующих игроков в сегменте бронирования проживания, таких как Яндекс Путешествия, Суточно.ру, Авито, появилось больше цифровых сервисов и предложений.

Новое слово в туристической отрасли – цифровые экосистемы. Они позволяют полностью спланировать поездку, забронировать билеты и гостиницу, столик в ресторане, ознакомиться с достопримечательностями. Платформа RUSSPASS предлагает набор услуг для планирования путешествий по России и участников туристической отрасли. На начало 2023 года услугами платформы воспользовались почти 6 млн человек.

Вопросам цифровизации туристической отрасли уделяется внимание на государственном уровне. Издание RB.ru при поддержке Комитета по туризму города Москвы разработало интерактивную карту TravelTech для путешественников и провайдеров по российским компаниям и сервисам, которые меняют туристическую индустрию с помощью технологий.

Путеводители и сервисы для культурного досуга

Необходимость формирования и роста туристической и инвестиционной привлекательности территорий привела к появлению региональных и локальных брендов, для продвижения которых активно используется цифровое пространство. Увеличилось количество предложений цифровых услуг, связанных со смысловым наполнением поездки.

Страница официального туристического бренда Татарстана Visit Tatarstan предлагает актуальную информацию о путешествии в республику: путеводители, маршруты, достопримечательности, отели и сувениры.

Портал «Узнай Москву», интерактивный городской онлайн-гид, предлагает совершить виртуальное и реальное путешествие по самым интересным местам Москвы.

Площадка izi.Travel, наиболее часто загружаемое приложение-аудиогид в мире, объединяет создателей мультимедийных гидов со всего мира и миллионы путешественников. В российском сегменте представлены туры не только от крупнейших музеев, но и локальных гидов из самых отдаленных уголков нашей страны.

Компания Next.Space создала целый ряд интерактивных проектов для российских музеев используя технологии дополненной реальности и 3D-моделирования. Для Тульского государственного музея оружия было создано приложение в игровой форме, которое мотивировало пользователей узнавать больше про музейные экспонаты и их историю. Аудитория приложения насчитывает более 1,5 млн человек по всему миру. Благодаря технологии дополненной реальности посетители музея Бородинской панорамы с помощью своего мобильного устройства могут увидеть каждый эпизод сражения в деталях.

Экологические сервисы

Понятие «экологический туризм» включает посещение особо охраняемых природных территорий, минимальное воздействие на окружающую среду во время путешествий, использование экологически чистых транспортных средств. Это направление набирает популярность. По данным Ассоциации туроператоров, в 2022 году количество посетителей заповедников и нацпарков в России составило свыше 13 млн 975 тыс. человек по сравнению с 10 млн в 2021 году.

Несмотря на это, цифровые сервисы для экологического туризма пока еще не получили широкого распространения в России. Интересный кейс предложили в Белоруссии, где приложение BY Guide, разработанное в Белорусском государственном университете, предлагает «зеленые маршруты» для самостоятельных путешествий по стране – пешие, велосипедные и даже водные.

На сайте международной организации Green Globe, которая сертифицирует объекты размещения, построенные в соответствии с экопринципами, можно посмотреть списки отелей по всему миру, в том числе и в России.

Технологичные сервисы в гостиницах

Современные отели стремятся повысить уровень комфорта и безопасности гостей с помощью высокотехнологичного оборудования и сервисов.

• Электронные карты гостя. Изготавливаются с использованием технологии RFID, часто укомплектованы устройствами для контроля подачи электричества в номер, что позволяет экономить электроэнергию. • Чат-боты, голосовые помощники. Используются на сайтах отелей или на интерактивном гостиничном телевидении. Позволяют информировать гостей об услугах отеля и получать обратную связь. • Умные комнаты. Автоматизация гостиничного номера, как правило, включает управление освещением, шторами, энергопотреблением и климат-контроль. • Digital-консьерж используется достаточно широко в индустрии гостеприимства. Это мобильное приложение, с помощью которого гости могут заказывать дополнительные услуги и оплачивать их, резервировать столики в ресторане, узнавать о местных достопримечательностях, управлять умной техникой в номере, общаться с сотрудниками отеля.

Заключение

Динамичный рост туристической отрасли в России в значительной степени зависит от внедрения цифровых технологий, которые будут доступны широкому кругу потребителей. Этот процесс стимулируется не только новыми технологическими решениями компаний, работающих в индустрии гостеприимства, но и государственной поддержкой. Создаются максимально благоприятные условия для развития цифрового туризма с акцентом на путешествия внутри страны.