Статьи

Искусственный интеллект: ключевые тенденции и перспективы развития

Искусственный интеллект (AI, Artificial Intelligence) применяется повсеместно. И если на бытовом уровне он просто делает жизнь легче, то в бизнес-среде играет большую роль. Он помогает компаниям обслуживать клиентов, предотвращает простои на производстве, проверяет кредитоспособность заемщиков и выполняет другую работу, которой раньше занимался человек. Однако, в отличие от человеческого мозга, AI «функционирует» более надежно. В чем же особенности искусственного интеллекта и какую пользу он может принести бизнесу? Давайте разбираться.

Что такое ИИ

Искусственный интеллект – это компьютерная технология, позволяющая машинам выполнять функции, которые раньше возлагались на людей. Речь идет о принятии решений, распознавании картинок и речи, анализе информации и т. д. Artificial Intelligence может реализовываться в виде программ, запускаемых на серверах и компьютерах, либо в форме чипов, встраиваемых в смартфоны, машины и домашние устройства. Также под «искусственным интеллектом» понимают раздел информатики, занимающийся решением когнитивных задач, зачастую предназначенных для человека. По сути, AI – это часть современных компьютерных технологий.

Искусственный интеллект важно отличать от машинного обучения:

• Artificial Intelligence (AI) – это наука и технологии для создания интеллектуальных программ и машин, которые имитируют интеллектуальную деятельность человека; • машинное обучение (ML) – это класс математических методов и алгоритмов Artificial Intelligence, характерной чертой которых является способность обучения.

Иначе говоря, искусственный интеллект – это совокупность научных знаний, комплекс технологий и систем, выполняющих «человеческие» функции», например сбор и обобщение данных, а ML – это класс математических алгоритмов, которые способны обучаться на определенной информации и имитировать деятельность человека. Например, ML алгоритмы могут обнаруживать людей в видеопотоке или предсказывать погоду на завтра.

Методы ИИ: NLP, CV, Data Science

Существует несколько методов искусственного интеллекта, которые применяются для решения разных задач. Рассмотрим их подробнее:

  1. Естественный язык (NLP), речевые технологии. Он позволяет автоматически распознавать, переводить и генерировать тексты и речь.
  2. Компьютерное зрение (CV). Оно помогает обнаруживать, отслеживать, классифицировать и идентифицировать объекты; извлекать информацию из картинок; анализировать полученные данные. Этот метод используется, чтобы распознавать тексты и жесты, создавать описания графических и видеоматериалов, анализировать видео и делать интеллектуальную обработку изображений.
  3. Анализ данных (Data Science). Он позволяет извлекать знания, обнаруживать закономерности в информации, делать прогнозы.

Сферы применения компьютерного зрения

Приведем пример использования компьютерного зрения. В повседневной жизни – это функция Face ID на смартфоне, которая «считывает» внешность пользователя и позволяет разблокировать телефон.

Еще пример – камеры видеонаблюдения на дорогах. Также компьютерное зрение используется:

• в промышленности – выявляет дефекты металла в строительстве; • в медицине – определяет раковые опухоли на снимках; • в других областях – извлекает текст из картинки.

Во всех случаях компьютерное зрение существенно экономит время человека, упрощает его работу и порой справляется с очень сложными задачами.

Рынок технологий искусственного интеллекта

ИИ участвует в разных сферах деятельности, включая предпринимательство и государственный сектор. Компании активно осваивают современные технологии и ищут новые способы использования AI. За все время существования искусственного интеллекта стало ясно, что он не только жизнеспособен, но и необходим для развития бизнеса. Особенно широко ИИ применяется в следующих отраслях:

• розничная торговля; • банковское дело; • бизнес-услуги; • транспорт • логистика • автомобилестроение; • здравоохранение.

Развитие этих сфер немыслимо без участия AI. Например, в розничной торговле искусственный разум ускоряет обслуживание покупателей, направляя запрос отделу или продавцу. Также он автоматически отслеживает цены на продукты и оповещает потребителей об изменениях. Наконец, AI анализирует запросы клиентов, чтобы ускорить поиск товаров в интернет-магазинах.

ИИ в принятии решений: сегодня и завтра

Сегодня AI используется почти во всех сферах жизни и все больше расширяет свое влияние. Он упрощает работу в медицине, образовании, транспорте, банковской сфере, обороне и других областях. Вот лишь небольшой перечень того, что делает для человека ИИ:

• автоматизирует рутинные операции; • оперативно обрабатывает большие массивы информации; • не устает, эмоционально не реагирует на события, поэтому не допускает ошибки.

Агрегатор прогнозов Metaculus считает, что в уже в 2034 году может появиться общий искусственный интеллект, который будет думать и действовать как обычный человек. То есть, Artificial Intelligence не только внедряется во все сферы, но и постепенно совершенствуется, что может еще больше упростить жизнь и сделать работу компаний эффективнее.

Использование ИИ в бизнесе

Количество информации стремительно растет, и от того, как быстро компания ее обрабатывает, зависит эффективность ее работы. В бизнес постоянно поступают новые сведения, касающиеся покупательского спроса, статистики продаж по магазинам, степени эффективности производства и т. д. Рано или поздно наступает тот момент, когда работать с данными вручную становится нецелесообразно: пока сотрудник обрабатывает сведения за ноябрь, его конкурент с ИИ уже анализирует информацию за декабрь. А как известно, «кто владеет информацией – тот владеет миром». Предприятия, быстро анализирующие сведения, идут впереди своих конкурентов. Немного статистики: количество компаний, работающих в области искусственного интеллекта, увеличивается в пять раз каждые 4 года. Машины намного быстрее, чем люди, обрабатывают большие массивы информации и дают прогнозы на их основе. Использование ИИ в бизнесе – это не дань моде, а острая необходимость, которая помогает предприятию развиваться, не отвлекаясь на рутинные задачи, а сосредоточившись на внедрении важных проектов.

Искусственный интеллект в банках

AI помогает банкам:

  1. Оптимизировать расходы. Так, внедрение ИИ Сбербанком в 2020 году помогло ему сэкономить и заработать 100 миллиардов рублей.
  2. Оценить платежеспособность клиентов. В 2008 году в Сбербанке начала работать Кредитная фабрика. Она позволила одобрять 70 % пилотных заявок почти с нулевым риском. Это значительно сократило сроки выдачи кредитов и увеличило прибыль.
  3. Взаимодействовать с клиентами. Когда человек звонит в call-центр, с ним «общается» голосовой помощник, который может дать исчерпывающие ответы на вопросы без оператора. Так, голосовой робот «Тинькофф» консультирует в среднем на 40 секунд быстрее, чем человек, что позволяет банку экономить больше 30 млн рублей ежемесячно. А чат-бот обрабатывает больше 40 % обращений клиентов и экономит «Тинькофф» свыше 20 млн рублей в месяц.
  4. Обслуживать банкоматы. ИИ прогнозирует загрузку банкоматов, что позволяет рассчитывать объемы денежных средств и уменьшает расходы на инкассацию.
  5. Обрабатывать документы. ИИ, используемый «Росбанком», за 2 секунды распознает больше 70 реквизитов с фотографий и сканов документа и проводит около 15 автоматических проверок данных.

Искусственный интеллект на транспорте

ИИ подает сигнал, обнаружив, что водитель троллейбуса или автобуса засыпает, а система биометрического распознавания лиц позволяет платить за проезд в общественном транспорте без транспортной карты, смартфона и кондуктора. Искусственный интеллект может применяться и на железнодорожном транспорте. Например, ученые Центра компетенций НТИ «Искусственный интеллект» на базе МФТИ разработали систему-помощника диспетчера ж/д транспорта на базе AI. Она может прогнозировать, оптимизировать и моделировать перемещение поездов, чтобы увеличить точность расписания и минимизировать аварии.

Искусственный интеллект в логистике

В логистике ИИ:

  1. Прогнозирует риски, которые могут привести к задержке поставок. Это позволяет скорректировать время доставки, избежать простоя и потери прибыли. Например, компания DHL использует AI Supply Watch, который выявляет разные риски, например, плохие погодные условия или неблагоприятную ситуацию на дорогах. Это помогает предупредить клиентов о возможных перерывах в поставках.
  2. Автономно управляет транспортными средствами, что способствует улучшению цепи поставок и снижению затрат. Использование беспилотного транспорта позволяет сократить время нахождения в пути, оптимизировать маршруты и уменьшить расход топлива.
  3. Автоматизирует рутинные операции. Так, чтобы сократить время выполнения онлайн-заявки, британская компания Ocado применяет роботов, перемещающих и сортирующих продукты питания. Такие машины за неделю могут искусственно обрабатывать 65 000 заказов.

Заключение

Искусственный интеллект активно используется в разных сферах жизни. Он автоматизирует обработку информации, ускоряет обслуживание клиентов, повышает эффективность бизнес-процессов и выполняет другие функции, возложенные на человека. Это позволяет выделить время на выполнение более важных задач. Сегодня можно однозначно сказать, что будущее – за искусственным интеллектом, потому что каждая компания, стремящаяся к развитию, активно внедряет современные технологии. Это позволяет обходить конкурентов и получать результаты, которых не смог бы добиться человек.