Статьи

15 идей по применению технологии ИИ в бизнесе

Интерес к искусственному интеллекту в прошлом году вырос в два раза, и более трети компаний на планете использовали его в своих бизнес-процессах, – отмечается в исследовании Garnet Consulting Group и MCA. К 2026 году, по прогнозам экспертов, примерно половина ключевых бизнес-процессов будут автоматизированы. Рассказываем, чем ИИ-инструменты сейчас могут быть полезны компаниям, независимо от их размера и профиля.

Зачем искусственный интеллект бизнесу

В России, по официальным данным, уровень применения ИИ-технологий в экономике сейчас достигает 20%, и в этом году показатель должен быть увеличен до 50%. По прогнозам АНО «Цифровая экономика», вклад искусственного интеллекта в ВВП страны до 2030 года составит 2% или превысит этот уровень. А вице-премьер РФ Дмитрий Чернышенко отмечал, что к 2025 году эффект от внедрения ИИ за счет снижения операционных расходов с помощью технологий составит 1 трлн рублей.

Внедрение ИИ-инструментов в бизнес-процессы компаний становится конкурентным преимуществом на рынке, позволяющим увеличить пул клиентов и нарастить продажи. Искусственный интеллект позволяет существенно экономить трудовые и финансовые ресурсы организации, выводить работу персонала на новый уровень и добиваться целевых показателей. Все больше задач удается делегировать алгоритмам, которые, как правило, ошибаются куда реже, чем человек.

В марте 2023 года аналитики HubSpot Blog Research опросили свыше 1350 представителей американских компаний, среди которых были маркетологи и специалисты в области продаж. 27% из них заявили о том, что инвестиции в искусственный интеллект показали свою рентабельность.

Итак, приводим 15 примеров того, как компании могут использовать ИИ-инструменты для оптимизации своей деятельности.

Для упрощения коммуникации

  1. Речь идет, например, о специализированных ИИ-сервисах с технологиями распознавания и синтеза речи. К примеру, в преддверии чемпионата мира по футболу в 2018 году компания PROMT поделилась с «Федеральной пассажирской компанией» сервисом письменно-голосового перевода, чтобы проводникам было проще общаться с пассажирами, не знающими русского языка. Приложение внедрили в специальные устройства контроля электронных билетов.
  2. Активно ИИ-технологии применяются и в общении с клиентами. Чат-боты и голосовые роботы позволяют безошибочно обрабатывать до 96% входящих запросов в самых разных каналах – начиная от телефонных звонков до мессенджеров. Особенно это удобно, когда речь идет о типичных вопросах пользователей. По статистике, 53% маркетологов применяют чат-боты, среди которых ChatGPT, Bing AI, Google Bard, YandexGPT. Сервисы помогают эффективно заместить операторов колл-центра – это актуально для компаний, у которых нет средств на содержание полноценного контакт-центра. Пример такого робота-помощника — чат-бот магазинов «ВкусВилл», который умеет подбирать скидки и рацион для каждого конкретного покупателя и находит ему магазины поблизости.
  3. Роботы для рекрутинга и коммуникации с соискателями – еще один способ использования ИИ в бизнесе. Так, стартап Stafory еще в 2016 году создал «Робота Веру» — ассистента HR-менеджера. Разумеется, полностью заменить специалиста Вера не могла, однако фильтровала резюме, обзванивала кандидатов и даже проводила первичные собеседования. В компании утверждали, что за 9 часов робот успевал побеседовать с 1500 соискателями. Также на машинное обучение перешел поисковый алгоритм HeadHunter, использовал чат-бота в этой сфере и SuperJob.

Улучшить тайм-менеджмент и логистику
4) ИИ-сервисы удобно использовать для лучшей организации работы – своевременной постановки задач, встреч и мероприятий в календарь. Некоторые сервисы умеют бронировать авиабилеты, напоминать о важном совещании. К примеру, автоматизировать постановку задач в команде с помощью ИИ-инструмента можно в Google Sheets и планировщика задач YouTrack. Вы просто коротко формулируете ИИ задачу, а затем он преобразует ее в полноценный таск, снабжает пояснениями и необходимыми ссылками. 5) В логистике искусственный интеллект уже координирует процессы доставки, находит самые короткие и удобные маршруты, по которым двигаются водители и курьеры, прогнозирует прибыльные направления.

Контролировать безопасность
6) ИИ-инструменты, включающие в себя fraud-мониторинг, умеют выявлять нетипичную активность. Их любят использовать, к примеру, в банках – для предотвращения мошеннических операций. 7) Помогают ИИ-технологии также следить за тем, как сотрудники выполняют требования техники безопасности. Так, в Нижнем Новгороде Mattler внедрила на птицефабрике технологию Morigan.Lean, которая позволяла обнаружить человека или объект в опасной зоне, определяла, есть на работнике каска и маска и не нарушает ли он регламент.

Контролировать качество сервиса или продукции
8) Внедряют ИИ также на производствах, где необходимо придерживаться строгих стандартов качества. К примеру, компания Carlsberg начала использовать искусственный интеллект для создания новых сортов пива. Системы с датчиками производят отбор дрожжей и умеют собирать комбинации из тончайших оттенков вкусов и запахов. А в компании Valio используют ИИ-инструменты, позволяющие минимизировать контакт сырья с окружающей средой и тем самым повысить срок годности продукции. 9) В промышленности технологии также способны отслеживать состояние оборудования в реальном времени, проводить превентивное обслуживание и сводить к минимуму простои. К примеру, «Газпром нефть» в своей работе применяет нейросети на основе ИИ для разведочного бурения – программа делает прогноз о свойствах горных пород на новых месторождениях.

Прогнозировать спрос и покупательское поведение
Согласно опросам, до 34% специалистов по продажам используют ИИ для работы с данными по прогнозированию продаж и для оценки потенциальных клиентов.

  1. Так, ИИ-сервисы помогают ритейлерам прогнозировать спрос на товары по акции. Такую функцию «Пятерочка» получила благодаря алгоритму Yandex Data Factory. А Mail.ru Group не так давно предложила технологию Vision, которая анализирует картинку и видео и позволяет вовремя обнаружить, что на магазинной полке закончился тот или иной товар.
  2. Искусственный интеллект также способен прогнозировать посещаемость розничных точек – в соответствии с этими данными руководство компании может эффективнее распределить трудовые ресурсы.
  3. ИИ-сервисы для бизнеса сегодня умеют также формировать ассортимент той или иной торговой точки на основе аналитики о жителях района – каковы их доходы, семейный статус и покупательские привычки.
  4. Современные технологии также проводят конкурентную разведку – проводя полноценный анализ компаний-конкурентов на основе сведений из открытых источников. Поручить искусственному интеллекту можно также анализ отзывов потребителей на продукты конкурентов – чтобы понять их недостатки и преимущества.

Автоматизировать рутинные процессы
Согласно опросам, 5% специалистов по продажам применяют ИИ для бизнеса, чтобы автоматизировать ручные задачи: ввод данные, ведение заметок и т. д. А 31% из них создают информационный и рекламный контент при помощи таких инструментов, как ChatGPT, Jasper, DALL-E.

  1. ИИ позволяет компаниям решить массу проблем с бумажной документацией. Сервисы умеют распознавать документы, сортировать и оцифровывать их. Так, в компании «Лаборатория Наносемантика» отмечали, что алгоритмы определяют и оцифровывают чертежи с точностью 90%. А продукт Directum RX Intelligence способен вычитывать многостраничные договоры, выделять правки контрагента, обрабатывать бухгалтерскую первичную документацию и регистрировать входящую корреспонденцию.
  2. Генеративный искусственный интеллект умеет вместо копирайтера генерировать описания товаров для маркетплейсов – на это способен, к примеру, сервис Gerwin. Описание создается в отдельном шаблоне на основе вводных данных.

Подытожим: вклад ИИ-технологий в экономику нашей страны и мира увеличивается, все больше компаний берут на вооружение современные сервисы, под капотом которых скрывается искусственный интеллект. Если ваша компания до сих пор не решилась вложиться в ИИ-инструменты, рекомендуется все же начать – например, с коммуникаций и продаж. Кстати, затраты на ИИ сегодня могут быть такими низкими, что окупаются даже в том случае, если их понесет малый бизнес.