билайн в партнерстве с Brand Analytics представил составленный нейросетью рейтинг компаний и институтов, занимающихся искусственным интеллектом в России. В числе лидеров сразу по целому ряду номинаций такие участники рынка, как «Яндекс», VK и «Сбер»
Расставить нейросети
Рейтинг составлен нейросетью, обученной на данных из открытых источников. Она анализировала деятельность компаний, заявляющих о работе с искусственным интеллектом на российском рынке в СМИ и социальных медиа, а также внедряющих такие технологии в свою бизнес-модель. Основой для формирования датасетов стали новости в СМИ и Telegram-каналах за 2022 год — это более 5 млрд материалов. Из 1 млн найденных публикаций по теме ИИ после исключения дублей остался массив в 500 000, который использовался для обучения нейросети и формирования рейтингов, откуда с помощью алгоритмов извлекли важную для каждой номинации информацию, объясняют партнеры.
Всего в рейтинге восемь основных номинаций («Инвестиции в ИИ», «Вклад в развитие ИИ в России», «Вклад в подготовку кадров», «Присутствие в инфополе», «Значимые решения», «Облачные решения», «Импортозамещение», «Социальный ИИ»), а также четыре специальные («Вузы и ИИ», «Банки и ИИ», «Телеком и ИИ», «Ретейл и ИИ»). В каждой основной категории нейросеть определила топ-50 компаний. Примечательно, что в большинстве номинаций в топ-3, по сути, одни и те же — «Яндекс», VK и «Сбер», которых изредка разбивают другие участники рынка и организации.
Так, в «Инвестициях в ИИ» верхние позиции занимают «Сбер», «Яндекс» и ВТБ (VK на четвертом месте). Во «Вкладе в развитие ИИ в России» в лидерах «Яндекс», МГУ и VK, так же как и в кадровой категории («Сбер» в обеих уже на шестом месте). В «Облачных решениях» и «Значимых решениях» к указанному топ-3 прибавляется МТС. <…..>
В специальных отраслевых категориях расклад следующий. В «Ретейле и ИИ» первенствуют «Магнит», Ozon и Wildberries, в телекоме — МТС, «Билайн» и «Мегафон», среди банков лидируют «Сбер», ВТБ и «Тинькофф», а в вузах — МГУ, НИУ ВШЭ и МГТУ им. Баумана.
«Мы в команде Big Data & AI подумали, что было бы интересно создать систему, которая найдет в СМИ неявные закономерности и всесторонне посмотрит на рынок ИИ, — рассуждает директор по искусственному интеллекту и цифровым продуктам «Билайна» Константин Романов. — Для обучения модели мы использовали данные, которые собрали для нас партнеры из Brand Analytics — компании-разработчика одноименной системы мониторинга и анализа социальных медиа и СМИ». По его словам, среди проанализированного тематического массива данных были новости, посвященные 544 компаниям, 248 из которых попали в рейтинг.
«Рейтинг одновременно учитывает и медийную активность игроков, и внимание к теме и компаниям со стороны СМИ, и «народное» обсуждение в социальных медиа, в данном случае — в Telegram-каналах, — говорит управляющий партнер Brand Analytics Наталья Соколова. — Смотреть на ситуацию с трех сторон кажется очень перспективным подходом».
«Традиционные методы составления рейтинга, вероятно, подразумевают ситуации, когда эксперты анализируют данные и проводят аналитическую работу. В этом контексте нейросеть выполняет ту же функцию, не имея при этом серьезных отличий», — объясняют в «Билайне». По словам составителей рейтинга, в использовании ИИ для этих целей есть ряд преимуществ. «Во-первых, нейросеть беспристрастна: она анализирует данные, которые мы получаем из открытых источников, и делает это без каких-либо субъективных суждений или предвзятой оценки, — продолжают они. — Во-вторых, нейросеть значительно быстрее людей, что позволяет нам сэкономить время и обрабатывать большие объемы данных. Например, вместо того чтобы тратить год на подсчет рейтингов, нейросеть справилась с этой задачей гораздо быстрее. В-третьих, возможность переиспользовать результаты предыдущих работ. То есть в следующем году мы сможем использовать данные из прошлого года для улучшения и доработки нашей системы. Именно ИИ позволяет нам это делать».