билайн не только предоставляет телеком-услуги, но и создает цифровые продукты — для себя, других компаний и некоммерческих организаций. В портфолио продуктовых команд билайна есть решения для поиска пропавших людей с помощью Beeline AI*, точной диагностики заболеваний на основе AI, распознавания речи и многие другие. Как работается на продуктовой стороне билайна, рассказываем на примере команд Big Data & AI.
DMP (Data management platform)*
Вся работа с большими данными в билайне основана на платформе DMP. Она предоставляет инфраструктуру, обеспечивает хранение, обработку и агрегацию данных, развертывание инструментов для других продуктовых команд.
В команде DMP два направления. В первом работают «продуктовые» DevOps*. Их задача — строить продуктовые среды: поднимать кластеры Kubernetes, настраивать кластеры OpenStack — словом, разворачивать для других команд инструменты, которые нужны в работе с данными. Второе — эксплуатация: системные администраторы, которые поддерживают платформу и решают большое количество типовых задач в рамках инструкций. Это тоже сильные специалисты (SLA* по бесперебойной работе платформы — более 99% согласно внутренним оценкам билайн), и по мере накопления опыта они часто переходят в DevOps.
В команде DMP сможет здорово прокачаться даже сеньор: в России не так много компаний и проектов, где можно поработать с хранилищем на 32 петабайта, инфраструктурным пулом из 1000+ физических и виртуальных серверов и массой современного железа или развернуть кластер Kubernetes на 50 серверах.
Машинное зрение для «ЛизаАлерт»
Один из цифровых продуктов билайна, созданный в рамках ESG* (устойчивого развития), помогает волонтерам «ЛизаАлерт» искать пропавших людей.
Константин Романов, директор по искусственному интеллекту и цифровым продуктам:
«Все началось с участия наших ребят-волонтеров в поисковых группах „ЛизаАлерт“. Вскоре мы поняли, что с нашими знаниями и собственными технологиями можем сделать спасение людей гораздо технологичнее. Так стартовал большой проект с полноценной продуктовой командой».
Для «ЛизаАлерт» реализовано уже несколько идей в области больших данных и искусственного интеллекта. Одна из них — анализ изображений с помощью моделей AI. Облетая район, в котором пропал человек, дроны делают тысячи фотографий. Модели «отсматривают» эти фото и подсвечивают те, где видны пропавшие люди, следы пребывания человека. В точку съемки отправляется спасательный отряд. Это в разы сокращает время на поиск — а ведь иногда даже минута может спасти жизнь.
Константин Романов:
«Буквально недавно девочка потерялась в лесном массиве. Родители обратились в „ЛизаАлерт“, поисковики отправили дроны на облет района. Наш ИИ нашел девочку на фото, и поисковики вернули ее домой невредимой менее чем через сутки».
билайн как мобильный оператор фиксирует местонахождение групп пользователей через вышки связи. C согласия абонента данную информацию можно использовать для поиска людей. Когда известно место и время исчезновения человека, решение от команды Big Data & AI позволяет отправить всем, кто был рядом в тот момент, просьбу сообщить о возможном местонахождении пропавшего человека.
ИИ в медицине: диагностика патологий по снимкам МРТ
Обширная сфера применения AI — анализ медицинских изображений. Так, во время пандемии многие могли слышать об ИИ-решениях, которые диагностировали COVID-19 по рентгеновским снимкам.
Совместно с Сеченовским университетом билайн находится в процессе разработки AI-решения, которое по снимкам МРТ может выявлять патологии тазобедренного сустава. Такая технология будет полезна в качестве «второго мнения» для опытных врачей. Для продуктовой команды это будет интересная возможность поработать на глобальном уровне.
Константин Романов:
«Начиная разработку, мы связались с Массачусетским технологическим институтом, Стэнфордом и другими научными центрами, но готового решения для патологий тазобедренного сустава ни у кого из них не было. Вряд ли ошибусь, если скажу, что мы сделали его одними из первых в мире».