Новости
2024-10-29

билайн Big Data & AI разработал решение для отслеживания потенциальных случаев мошенничества со стороны персонала

Команда билайна Big Data & AI, специализирующаяся на работе с ИИ и большими данными, разработала решение на базе компьютерного зрения для отслеживания потенциальных случаев мошенничества со стороны сотрудников федеральной сети магазинов электроники и аксессуаров. В настоящее время система интегрирована в 93 магазина сети по всей России, заказчик хочет масштабировать проект до конца этого года.

Сеть насчитывает более тысячи торговых точек, в каждой установлены камеры видеонаблюдения для мониторинга инцидентов, связанных с недобросовестными действиями работников. Также в компании налажены алгоритмы, анализирующие кассовые операции и выявляющие среди них подозрительные. Однако эти способы оказались недостаточно эффективными, поэтому у руководства возникла идея интегрировать видеоаналитику в связке с кассовыми алгоритмами для более глубокого анализа.

билайн Big Data & AI установил в контур заказчика программное обеспечение, включающее нейросеть, обученную выявлять различные сценарии противоправных действий сотрудников. Модель достигла точности определения инцидентов, сопоставимой с проверкой эксперта. Нейросеть отслеживает присутствие людей в кадре, а определение клиент/сотрудник происходит согласно их нахождению в разных зонах. Так, сотрудник — это человек в кассовой зоне за стойкой. Также для разных сценариев нейросеть распознает терминал оплаты, кисти рук, предоставление документов, кассу и ее статус: закрыта или открыта. Система определяет более 10 различных сценариев потенциальных мошеннических действий. Одно из самых серьезных нарушений — когда сотрудник получает наличные от покупателя, но не вносит их в кассу. Также нейросеть выделяет ситуации осуществления возвратов, проведения платежей и оформления договоров без клиента.

Ежедневно система собирает отчеты по событиям для каждой камеры, фиксируя время нахождения клиента в зоне видимости, открытие кассы и подписи на терминалах оплаты. Потом эти данные анализируются вместе с отчетом кассовых операций в 1С и отправляются на проверку специалистам отдела качества, которые выносят финальное решение о наличии нарушений в тех или иных событиях.

За первые полгода работы нейросеть определила 19% действий как подозрительные, 47% из них подтвердились как нарушения. В настоящее время система уже интегрирована в 93 магазина сети по всей России, по результатам работы заказчик принял решение о расширении проекта до 200 точек до конца 2024 года. В планах также автоматизация работы с другими бизнес-системами для минимизации человеческого участия в рутинной деятельности.