Искусственный интеллект и большие данные открывают новые горизонты для анализа данных, персонализации рекламы, создания контента и подбора каналов для размещения. Куда будет двигаться рынок больших данных и какие тренды его определят? Алина Садукевич, директор департамента развития продуктов больших данных «билайн», представила свое видение состояния рынка сбора и анализа данных для рекламы, а также рассказала о новых технологиях и их развитии
Объем рынка интернет-рекламы в 2023 году достиг около 800 млрд рублей, что более чем вдвое превышает показатели двухлетней давности. Прошлый год стал переломным для индустрии, и сегодня она продолжает перестраиваться. При этом рынок больших данных не испытал серьезного спада. Более того, приостановка деятельности западных компаний спровоцировала бурное развитие российских вендоров, например, платформ Business Intelligence (система аналитики и визуализации данных). Между рынком рекламы и большими данными проходит тонкая грань, которая порой не так уж очевидна. Они взаимосвязаны и создают стимулы для развития друг друга. Тренд на персонализацию рекламы стимулирует развитие технологий работы с большими данными. Одновременно с этим прогресс в области машинного обучения и искусственного интеллекта, а также повышение осознанности при работе с данными ведут к появлению новых решений на рекламном рынке.
Возможность коммерческого использования своих дата-активов долгое время недооценивалась крупным бизнесом. Возможно, причиной этому были опасения нарушения конфиденциальности, низкая оценка рентабельности таких проектов, недостаток инфраструктуры или неготовность рынка платить за данные. Однако текущее положение российской экономики, вызванное рядом ограничений, подталкивает крупный отечественный бизнес к поиску новых способов монетизации активов. В частности, это побуждает компании активнее выходить на рынок данных и строить коллаборации на базе взаимного обогащения данными. Этот путь представляет собой сложный челлендж, однако существуют продукты, в которых можно использовать агрегированную аналитику разных компаний. Пример такого подхода «билайн» Digital Indoor — платформа для эффективной коммуникации с посетителями через экраны в магазинах. Партнерская работа, включая сотрудничество в области данных, необходима для планирования и оценки рекламных кампаний в этом канале. Для анализа эффективности рекламных кампаний «билайн» использует как агрегированные данные торговых сетей о динамике покупок, так и данные мобильных опросов аудитории. В них участвуют только те, кто дал согласие на обработку данных, а клиент получает агрегированную статистику, исключающую возможность идентификации пользователей.