Теория «мертвого интернета» — конспирологическая концепция, ставшая популярной в последнее десятилетие. Согласно этой теории, интернет, каким мы его знали в 1990-е и 2000-е годы, уже давно заменили боты, алгоритмы и порожденный нейросетями контент, в котором давно не осталось следов человеческого участия. С бурным развитием ИИ-технологий, в особенности ChatGPT, к этой теории появился новый всплеск интереса. Какие риски для современного мира представляет GPT-контент, на что он может повлиять и стоит ли переживать о том, что ИИ убьет интернет?
Если вам больше 30 лет и вы наблюдали зарю «всемирной паутины» в 1990-2000-х, то, возможно, ловили себя на мысли, что сегодня интернет уже не тот. Комментарии в соцсетях, мемы и публичные аккаунты выглядят вторично и нередко контент лишен смысла или какой бы то ни было цели, а вас не покидает чувство дежавю — почти как у героев фильма «Матрица». В этих ощущениях вы совсем не одиноки. Согласно теории «мертвого интернета», все взаимодействия в Сети на самом деле производят боты, дискуссии в интернете контролируют алгоритмы, формируя общественное мнение и подавляя контент, который делают реальные люди. А за происходящим стоят IT-гиганты, корпорации и мировые правительства, заинтересованные в том, чтобы продвигать свои товары и услуги и манипулировать умами населения.
Далеко не все эксперты склонны сгущать краски и давать неутешительные прогнозы, считая теорию высосанной из пальца. Многие из них убеждены: контент, сгенерированный ИИ, не делает интернет мертвым — напротив, он дает еще больший толчок для создания качественного контента и конкуренции. «ИИ генерирует ролики, изображения и текст с прицелом на большой охват, — рассуждает директор по искусственному интеллекту и цифровым продуктам билайна Константин Романов. — Это значит, что люди, которые будут создавать контент, постараются сделать его максимально интересным и достоверным, а не создать хоть какой-то Reels за 5 минут». Другое дело, что контента будет еще больше, а порог входа станет ниже, продолжает Романов: «Рекомендательные системы тоже начнут новый виток своего развития, чтобы предлагать пользователю суперрелевантный и близкий к его интересам контент».
В том, что конспирологическая теория о смерти интернета становится явью, сомневается и сооснователь Just AI Кирилл Петров. Скорее, говорит он, сегодня появилось больше способов для убеждения людей в ней — появление генеративного ИИ, например: «Ведь в момент релиза ChatGPT многие люди ни на секунду не задумались о пользе, которую может принести новая технология, — они сразу заявили, что сценарий «Терминатора» — лишь вопрос времени». Недоверие к информации в интернете было всегда, продолжает Петров, но в определенные периоды истории это чувство обостряется.
Резкий рост объема ИИ-сгенерированного медиаконтента — от видео до изображений — не означает автоматического снижения его качества, убежден Андрей Себрант: «Какая разница, кем и чем он создан. Возьмем переводы. Сейчас возможность синхронного перевода видеоконтента используется миллионами пользователей и не вызывает у них отторжения только потому, что он автоматический (а люди прекрасно понимают, что делают, включая автоматический перевод в браузере».
С точки зрения бизнеса это повлияет, помимо рекламы, например, на развитие видеопродакшена, медиабизнеса, констатируют аналитики. «В ближайшие годы генеративный ИИ получит настолько широкое распространение в качестве профессионального инструмента просто через качественный промпт, что это повлияет на пересмотр рынка производства фото-, текстового и видеоконтента», — добавляет Константин Романов.