Статьи

Как выбрать сервис для мобильного опроса: инструкция

К 2025 году онлайн-опросы уже перестали быть диковинкой - инструмент активно берут на вооружение HR-специалисты, маркетологи и социологи, чтобы измерить настроение аудитории. Рассказываем, какие преимущества дает мобильный опрос и как правильно выбрать сервис для его проведения.

Где нужны мобильные опросы

Итак, мобильный опрос — это метод маркетингового (или социологического) опроса, отвечая на вопросы которого респонденты используют смартфон. В HR опросы часто используются, чтобы оценить удовлетворенность сотрудников работой, их карьерные ожидания, потребность в повышении квалификации или обучении. Удобны они и для подготовки корпоративных мероприятий, и для сбора обратной связи по итогам. Отметим, что сотрудники не особенно любят тратить время на такие вещи, поэтому возможность за 5 минут пройти опрос с телефона, пока добираешься в метро до работы, очень важна. Маркетологи используют мобильные опросы не менее часто - они хороши, если требуется получить представление о потребностях и чаяниях целевой аудитории, протестировать новые продукты и услуги. Также появляется возможность узнать мнение потребителей в определенном месте в определенное время - если, например, вывести на экране во время мероприятия куар-код, ведущий на опрос, и попросить аудиторию его пройти. А еще с помощью опроса можно:

  • оценить здоровье бренда, сопоставить его с конкурентами;
  • изучить профиль потребителей;
  • измерить индекс рекламы до запуска кампании;
  • протестировать креатив;
  • понять, какие существуют у людей барьеры и драйверы покупки;
  • измерить эффективность рекламной кампании;
  • промониторить рынок;
  • оценить удобство сайта или приложения.

У социологов к мобильным опросам, пожалуй, самые высокие требования, так как здесь требуется соблюдение четкой методологии, высокая точность и валидность собранных данных. Также сервис должен обладать функционалом составления как закрытых, так и открытых вопросов, предлагать различные варианты ответа, с одним выбором или больше. Из очевидных преимуществ мобильных опросов - возможность собирать данные в режиме реального времени.

Какие еще преимущества есть у мобильных опросов

  • Сверхсрочное получение результатов.
  • Возможность интеграции геоданных, которые обогатят результаты опроса и помогут получить ценные “инсайты”.
  • Высокое качество данных и отсутствие «ботов» среди респондентов.
  • Визуализация результатов. Большинство платформ для проведения опросов предполагают формирование диаграмм, которые помогают с легкостью интерпретировать результаты.
  • Качество ответов повышается, так как респонденты отвечают на вопросы в комфортных для себя условиях и более искренно (во время проведения опроса на улице или интервью уровень искренности снижается, так как на него влияет “эффект интервьюера”. Респонденту хочется выглядеть в глазах собеседника лучше, и он начинает приукрашивать действительность).
  • Исключение ошибок ввода данных. Фактор ошибки посредника (когда социолог случайно ставит “галочку” не в то поле или неправильно считает ответы) устраняется, так как происходит автоматическая оцифровка результатов.
  • Высокая доступность и широкий охват аудитории. Интернетом сегодня пользуются все больше людей - это открывает возможность охватить самые разные социально-демографические группы.
  • Экономическая эффективность. Мобильные опросы значительно дешевле, чем классические, где сбор, анализ и интерпретация результатов проводятся специалистом вручную.
  • Гибкость дизайна. Вопросы легко адаптировать под целевую аудиторию, варьируя как формулировки, так и визуальное сопровождение.

Как работают платформы опросов

Разберемся, как именно функционируют сервисы онлайн-опросов. Как правило, опрос состоит из трех этапов.

  1. разработка вопросов. Отметим, что первый этап практически не поддается автоматизации (если, конечно, не прибегать к услугам нейросетей) - формулировка вопросов, выстраивание их в логическом порядке требует участия высококвалифицированного специалиста в исследуемой области. Как правило, хорошая опросная платформа на этом этапе должна предоставить эксперту максимум возможностей для проектировки вопросов, своего рода конструктор для закрытых-дихотомических и закрытых-альтернативных вопросов, полузакрытых. открытых). Идеально, если будет возможность формировать переходы и ветвления в зависимости от ранее данных пользователем ответов.
  2. сбор информации. Второй этап уже можно считать полностью автоматизированным - человек получает ссылку на опрос и может пройти его с любого удобного гаджета с доступом в интернет.
  3. интерпретация полученной информации (расчет количественных показателей, построение графиков и т.п). После того, как полевой этап закончен, и вся информация собирается на сервере системы (в личном кабинете пользователя или где-то еще), система позволяет специалистам выгрузить результаты в формате, пригодном для дальнейшего анализа, например, в файле Microsoft Office Excel. Или же сервис может самостоятельно построить графики и провести корреляционный анализ.

Как повысить качество данных

Сделать это можно с помощью тщательной подготовки вопросов и дизайна - на эти критерии важно обратить внимание в том числе при выборе сервиса для проведения онлайн-опросов.

  1. Сформулируйте краткую инструкцию для респондентов в начале - о чем и для кого ваша анкета, сколько времени потребуется на ее заполнение.
  2. Продумайте, как именно будет обеспечена безопасность данных пользователей, как сохранится их анонимность, если это важно. Предупредите респондентов об этом в инструкции. И, конечно, выбирайте такой сервис, который обеспечивает конфиденциальность данных.
  3. Лучше всего выбирать платформу опросов с мерами защиты против накрутки голосов - они могут исказить результаты. Важно, чтобы сервис мог установить, например, ограничение по IP-адресам или одноразовые пароли.
  4. Вопросы должны быть краткими и ясными. Мобильные экраны обычно не вмещают в себя большое количество знаков, да и у людей нет времени на длинные и запутанные вопросы. Постарайтесь не увлекаться сложносочиненными предложениями, двойными отрицаниями и многозначными словами и сложными терминами, чтобы не вводить пользователей в заблуждение. Лучше всего, если вопрос занимает 1-2 строчки.
  5. Вопросов не должно быть очень много. Это важно, чтобы удержать внимание человека, иначе он честно ответит на первую половину вопросов, а по второй пройдется “галопом по Европам”, потому что ему надоело.
  6. Адаптивный дизайн. Важно добиться контрастности текста и фона, увеличить количество “воздуха” на странице, создать понятный интерфейс - приятный глазу дизайн не оттолкнет респондентов. Не выбирайте декоративные шрифты, избегайте раздражающих цветов, соблюдайте иерархию заголовков. Важный принцип - “одна задача - один экран”, пользователь не должен долго скроллить, чтобы понять смысл вопроса.
  7. Возможность сохранить опрос и продолжить позже. Человеку, который проходит опрос со смартфона, часто необходимо перескочить на другую вкладку, ответить в мессенджере или на звонок. Поэтому у него должна быть возможность сохранить свой прогресс, чтобы потом не начинать все заново.
  8. Интерактивные элементы, типа перетаскиваемых блоков или двигающихся шкал, позволяют повысить уровень вовлечения респондентов. И, конечно, собрать более точные данные.
  9. Тестирование на разных устройствах. Важно, чтобы опрос корректно открывался и на iOS, и на Android, цвета и шрифты не искажались.
  10. Анализ и оптимизация. Наконец, когда пользователи начнут отвечать, проанализируйте не только их ответы, но и такие характеристики, как устройства, с которых они отвечали, время заполнения, коэффициент завершения. Эти данные помогут сделать выводы о том, какие вещи стоит подкорректировать в следующий раз.
  11. Возможность интеграции с другими сервисами. Правильно интерпретировать результаты и встроить их в бизнес-процессы компании поможет и возможность интеграция сервиса в CRM или систему аналитики. Обращайте внимание на этот момент при выборе сервиса для опросов.

Какие есть платформы и сервисы

Среди популярных бесплатных платформ для проведения онлайн-опросов можно выделить Google Forms: ее отличают простой интерфейс, редактируемые шаблоны с возможностью вставлять картинки и видео, адаптивность под мобильные устройства, надежность - данные хранятся в облаке. Помимо анкет можно также собирать e-mail адреса респондентов. Из платных сервисов популярностью пользуется Oprosso - у платформы больше настроек по сравнению с конкурентами, предоставляет конструктор анкет, у которого нет ограничений по количеству опросов, вопросов в каждом, количеству знаков в формулировках вопросов. Позволяет настроить нужную логику переходов. Есть на рынке и более сложные и интересные варианты - например, решение билайн “Мобильные опросы”, предоставляющее полную поддержку исследования. На первом этапе компании предлагается помощь с подбором релевантной аудитории и составлением опроса, на последнем - рекомендации экспертов, профессиональный анализ ответов респондентов и дополнение статистикой по результатам анализа больших данных. В частности, обогатить результаты исследования можно анализом характера медиапотребления, интересов респондентов и пр. В таком опросе участвуют потенциальные или действующие потребители продуктов компании, а не панелисты, исследования проводятся в разных регионах. Целевые респонденты подбираются из панели билайна, которая состоит из более 27 млн респондентов - используются 700+ параметров таргетинга. Скорость сбора данных очень высокая - больше 1300 анкет за один день. Таким образом, сервис позволяет провести качественный опрос, который затем поможет в принятии решений опираться на цифры рынка, правильно выстраивать стратегию развития бизнеса и продуктов, ускорить тестирование гипотез и идей, увеличивать поток клиентов и средний чек покупки.