Где нужны мобильные опросы
Итак, мобильный опрос — это метод маркетингового (или социологического) опроса, отвечая на вопросы которого респонденты используют смартфон. В HR опросы часто используются, чтобы оценить удовлетворенность сотрудников работой, их карьерные ожидания, потребность в повышении квалификации или обучении. Удобны они и для подготовки корпоративных мероприятий, и для сбора обратной связи по итогам. Отметим, что сотрудники не особенно любят тратить время на такие вещи, поэтому возможность за 5 минут пройти опрос с телефона, пока добираешься в метро до работы, очень важна. Маркетологи используют мобильные опросы не менее часто - они хороши, если требуется получить представление о потребностях и чаяниях целевой аудитории, протестировать новые продукты и услуги. Также появляется возможность узнать мнение потребителей в определенном месте в определенное время - если, например, вывести на экране во время мероприятия куар-код, ведущий на опрос, и попросить аудиторию его пройти. А еще с помощью опроса можно:
- оценить здоровье бренда, сопоставить его с конкурентами;
- изучить профиль потребителей;
- измерить индекс рекламы до запуска кампании;
- протестировать креатив;
- понять, какие существуют у людей барьеры и драйверы покупки;
- измерить эффективность рекламной кампании;
- промониторить рынок;
- оценить удобство сайта или приложения.
У социологов к мобильным опросам, пожалуй, самые высокие требования, так как здесь требуется соблюдение четкой методологии, высокая точность и валидность собранных данных. Также сервис должен обладать функционалом составления как закрытых, так и открытых вопросов, предлагать различные варианты ответа, с одним выбором или больше. Из очевидных преимуществ мобильных опросов - возможность собирать данные в режиме реального времени.
Какие еще преимущества есть у мобильных опросов
- Сверхсрочное получение результатов.
- Возможность интеграции геоданных, которые обогатят результаты опроса и помогут получить ценные “инсайты”.
- Высокое качество данных и отсутствие «ботов» среди респондентов.
- Визуализация результатов. Большинство платформ для проведения опросов предполагают формирование диаграмм, которые помогают с легкостью интерпретировать результаты.
- Качество ответов повышается, так как респонденты отвечают на вопросы в комфортных для себя условиях и более искренно (во время проведения опроса на улице или интервью уровень искренности снижается, так как на него влияет “эффект интервьюера”. Респонденту хочется выглядеть в глазах собеседника лучше, и он начинает приукрашивать действительность).
- Исключение ошибок ввода данных. Фактор ошибки посредника (когда социолог случайно ставит “галочку” не в то поле или неправильно считает ответы) устраняется, так как происходит автоматическая оцифровка результатов.
- Высокая доступность и широкий охват аудитории. Интернетом сегодня пользуются все больше людей - это открывает возможность охватить самые разные социально-демографические группы.
- Экономическая эффективность. Мобильные опросы значительно дешевле, чем классические, где сбор, анализ и интерпретация результатов проводятся специалистом вручную.
- Гибкость дизайна. Вопросы легко адаптировать под целевую аудиторию, варьируя как формулировки, так и визуальное сопровождение.
Как работают платформы опросов
Разберемся, как именно функционируют сервисы онлайн-опросов. Как правило, опрос состоит из трех этапов.
- разработка вопросов. Отметим, что первый этап практически не поддается автоматизации (если, конечно, не прибегать к услугам нейросетей) - формулировка вопросов, выстраивание их в логическом порядке требует участия высококвалифицированного специалиста в исследуемой области. Как правило, хорошая опросная платформа на этом этапе должна предоставить эксперту максимум возможностей для проектировки вопросов, своего рода конструктор для закрытых-дихотомических и закрытых-альтернативных вопросов, полузакрытых. открытых). Идеально, если будет возможность формировать переходы и ветвления в зависимости от ранее данных пользователем ответов.
- сбор информации. Второй этап уже можно считать полностью автоматизированным - человек получает ссылку на опрос и может пройти его с любого удобного гаджета с доступом в интернет.
- интерпретация полученной информации (расчет количественных показателей, построение графиков и т.п). После того, как полевой этап закончен, и вся информация собирается на сервере системы (в личном кабинете пользователя или где-то еще), система позволяет специалистам выгрузить результаты в формате, пригодном для дальнейшего анализа, например, в файле Microsoft Office Excel. Или же сервис может самостоятельно построить графики и провести корреляционный анализ.
Как повысить качество данных
Сделать это можно с помощью тщательной подготовки вопросов и дизайна - на эти критерии важно обратить внимание в том числе при выборе сервиса для проведения онлайн-опросов.
- Сформулируйте краткую инструкцию для респондентов в начале - о чем и для кого ваша анкета, сколько времени потребуется на ее заполнение.
- Продумайте, как именно будет обеспечена безопасность данных пользователей, как сохранится их анонимность, если это важно. Предупредите респондентов об этом в инструкции. И, конечно, выбирайте такой сервис, который обеспечивает конфиденциальность данных.
- Лучше всего выбирать платформу опросов с мерами защиты против накрутки голосов - они могут исказить результаты. Важно, чтобы сервис мог установить, например, ограничение по IP-адресам или одноразовые пароли.
- Вопросы должны быть краткими и ясными. Мобильные экраны обычно не вмещают в себя большое количество знаков, да и у людей нет времени на длинные и запутанные вопросы. Постарайтесь не увлекаться сложносочиненными предложениями, двойными отрицаниями и многозначными словами и сложными терминами, чтобы не вводить пользователей в заблуждение. Лучше всего, если вопрос занимает 1-2 строчки.
- Вопросов не должно быть очень много. Это важно, чтобы удержать внимание человека, иначе он честно ответит на первую половину вопросов, а по второй пройдется “галопом по Европам”, потому что ему надоело.
- Адаптивный дизайн. Важно добиться контрастности текста и фона, увеличить количество “воздуха” на странице, создать понятный интерфейс - приятный глазу дизайн не оттолкнет респондентов. Не выбирайте декоративные шрифты, избегайте раздражающих цветов, соблюдайте иерархию заголовков. Важный принцип - “одна задача - один экран”, пользователь не должен долго скроллить, чтобы понять смысл вопроса.
- Возможность сохранить опрос и продолжить позже. Человеку, который проходит опрос со смартфона, часто необходимо перескочить на другую вкладку, ответить в мессенджере или на звонок. Поэтому у него должна быть возможность сохранить свой прогресс, чтобы потом не начинать все заново.
- Интерактивные элементы, типа перетаскиваемых блоков или двигающихся шкал, позволяют повысить уровень вовлечения респондентов. И, конечно, собрать более точные данные.
- Тестирование на разных устройствах. Важно, чтобы опрос корректно открывался и на iOS, и на Android, цвета и шрифты не искажались.
- Анализ и оптимизация. Наконец, когда пользователи начнут отвечать, проанализируйте не только их ответы, но и такие характеристики, как устройства, с которых они отвечали, время заполнения, коэффициент завершения. Эти данные помогут сделать выводы о том, какие вещи стоит подкорректировать в следующий раз.
- Возможность интеграции с другими сервисами. Правильно интерпретировать результаты и встроить их в бизнес-процессы компании поможет и возможность интеграция сервиса в CRM или систему аналитики. Обращайте внимание на этот момент при выборе сервиса для опросов.
Какие есть платформы и сервисы
Среди популярных бесплатных платформ для проведения онлайн-опросов можно выделить Google Forms: ее отличают простой интерфейс, редактируемые шаблоны с возможностью вставлять картинки и видео, адаптивность под мобильные устройства, надежность - данные хранятся в облаке. Помимо анкет можно также собирать e-mail адреса респондентов. Из платных сервисов популярностью пользуется Oprosso - у платформы больше настроек по сравнению с конкурентами, предоставляет конструктор анкет, у которого нет ограничений по количеству опросов, вопросов в каждом, количеству знаков в формулировках вопросов. Позволяет настроить нужную логику переходов. Есть на рынке и более сложные и интересные варианты - например, решение билайн “Мобильные опросы”, предоставляющее полную поддержку исследования. На первом этапе компании предлагается помощь с подбором релевантной аудитории и составлением опроса, на последнем - рекомендации экспертов, профессиональный анализ ответов респондентов и дополнение статистикой по результатам анализа больших данных. В частности, обогатить результаты исследования можно анализом характера медиапотребления, интересов респондентов и пр. В таком опросе участвуют потенциальные или действующие потребители продуктов компании, а не панелисты, исследования проводятся в разных регионах. Целевые респонденты подбираются из панели билайна, которая состоит из более 27 млн респондентов - используются 700+ параметров таргетинга. Скорость сбора данных очень высокая - больше 1300 анкет за один день. Таким образом, сервис позволяет провести качественный опрос, который затем поможет в принятии решений опираться на цифры рынка, правильно выстраивать стратегию развития бизнеса и продуктов, ускорить тестирование гипотез и идей, увеличивать поток клиентов и средний чек покупки.